У нас с друзьями сложилась традиция по крайней мере раз в год
доставать с антресолей (из гаража) горные лыжи и отправлятся на Чегет.
Почему именно Чегет, а не скажем популярная Андорра, с миллионами километров отутюженных трасс,
или Австрия, выбор московского среднего класса?
Не знаю. С одной стороны можно говорить, о разнообразии и непредсказуемости
Чегетских склонов, изрытых такими буграми, которые не снились и хваленным австрийским бугророечным машинам,
где в один день можно покататься по нераспаханным полям, по подкисшим полям, по жестким буграм, спустить лавинку,
поймать пару-другую камней, ободрать морду о ветки в лесу — и все не снимая с ног лыж
(если они не отстегнуться сами конечно …).
С другой (честной) стороны — наверно это выбор ленивого, прижимистого, но еще не разложившегося человека,
желающего минимизировать одновременно удельную стоимость пребывания в горах,
максимизировать время активного катания (т.е. не стоять ни в каких очередях),
и убрать нецелевые расходы времени и денег — т.е. никаких трансферов к горе — надел лыжи и на гору,
кончились подьемники — сьехал к гостинице вниз.
Ну и остальной бонус — горное солнце, воздух, пейзажи.
Горское гостепреимство конечно имеет разные специфики, но по-любому это русскоязычная
среда, где практически любые проблемы решаются небольшими деньгами.
Для удобства, я выложил сюда кусочек карты окрестностей Чегета,
с парой авторских пометок.
|
|
|
Высота ~0. МинВоды.
Существуют разные пути добирательства до приэльбрусья.
Некоторые едут поездом до Нальчика (мне это не очень подходит,
т.к. ехать надо достаточно долго, а на полке я уже давно не помещаюсь).
Некоторые едут на своих машинах — самый стремный вариант, в горах только ленивый,
а таких там нет даже в милиции, вернее в ней особенно, не захочет отобрать машину
с неместными номерами, или хотя бы пощипать денег.
Мы летаем самолетом. В принципе недорого — $100-$150 с человека в оба конца.
(Хотя в самолете я тоже не помещаюсь, час посидеть с ногами в проходе я еще способен).
Далее трансфер (4 часа на автомобиле) — сразу отбивайтесь от облепляющих вас мужиков на выходе с летного поля —
это посредники. Идите на автостоянку перед аэропортом, и ищите волгу (если вас совсем мало)
или газель с приэльбрускими номерами (07). Им все равно возвращаться, они сговорчивей,
милиция их обычно знает (прикормлена).
Обычно цена не превышает $10 с человека.
Обратно цены обычно заламывают больше, но всегда уторговывались до аналогичной суммы
— тут нужно быть жестким.
Высота ~2100. Чегетская поляна.
Основной торгово-развлекательно-культурный центр
чегетского приэльбрусья размещается на Чегетской поляне, рядом с гостиницей Чегет.
Вся поляна обрасла кучей кафешек, ларьков, появилось несколько частных небольших гостиниц.
Сами в них не жили, но некоторые знакомые отзывались о них хорошо.
|
|
|
|
Что касается питания в кафешках,
то подаваемые там блюда (кроме яичницы), как правило национальные — шашлыки во всех видах,
разносортные лепешки-хичины, кисломолочная продукция, коньячные спирты, крепленые вина
(без антифриза, но уж очень крепленые …)
сойдут для легкого обеда-закуски после катания, или нерегулярного ужина,
но я бы предостерег от длительного регулярного питания в них.
|
|
|
|
Как-то раз мы напоролись
на симпозиум каких-то физиков в Чегете, из-за чего нам отказали в питании в столовой Чегета
— пришлось питаться в кафешках.
Так вот день на шестой, так алкалось чего-нибудь европейского, салата оливье например …
В общем, теперь мы всегда обязательно заказываем завтрак и ужин в гостинице Чегет …
К тому же, гостиница Чегет наиболее близкая к подъемникам, оснащена подвальным
лыжехранилищем для своих постояльцев. (Разгромленные здания — это недостроенные корпуса
гостиницы, вероятно никогда не будут достроены).
|
|
|
|
Особых претензий к гостинице (когда есть
горячая вода) нет. Номера блочные 2+3,
есть балкон, вид либо на чегетскую поляну,
либо на лес с горами.
Из apres-skiшных развлечений
— бар, пинг-понг, бильярд, телевизор, книги, пьянство в номере.
Да, на поляне и даже практически на всей горе ловятся уже 3 сотовых оператора:
NWGSM (вроде это Мегафон), NC-GSM, и Билайн. МТСа, мать его, пока нету.
|
|
|
|
Первая очередь. ~2100 – ~2600
Вообще есть два подъемника первой очереди,
двухкресельный, начинающийся от самой гостиницы,
и однокресельный, до которого надо топать сотню метров,
и еще пыхтеть вверх по лестнице. Но обычно работает
только один из них. Лучше, когда работает двухкресельный,
но даже если работает только однокресельный, можно не спускаться до низу,
а подъезжать непосредственно к креслам.
|
|
|
Сначала подьем идет среди соснового леса, затем
всплывает над ним, и можно любоваться красотами
окружающих гор, и (если не кружится голова)
нижележащего снега. Иногда, над перевалами, высота
кресла над снегом всего пару метров, но в основном,
метров 10-12 будет. Разок подьемник завис и мы тройку часов посидели,
пока приехали спасатели с веревками. Хорошо, что погода
была тогда солнечная и неветренная …
|
|
|
|
Слева виден Донгузарон, по которому регулярно сходят
лавины и за которым лежит Грузия.
Справа видны восточный и западный пики Эльбруса.
В хорошую погоду видно как внизу ползает вагончик
маятникого подьемника.
Сзади Иткол, Баксанское ущелье, внизу Терскол.
|
|
|
|
Вот окончание первой очереди — виден подьемник второй очереди,
кафе Ай, утыканое сотовыми тарелками. Есть еще кафе слева от подьемников,
в металлической палатке с красным крестом.
Иногда снизу бывает туман,
и совершенно чудные ощущения когда подьемник вывозит
тебя из него к ясному небу на второй очереди, а облака остаются снизу.
|
|
|
Вторая очередь. ~2600 – ~3000
Подьемник второй очереди — однокресельный.
Чтобы не скучать, можно повернуть голову влево и наслаждаться
красотами ледников Донгузарона, с которого очень часто сходят
хорошо видимые лавины (справа). Но гораздо веселее смотреть вниз, на людей.
|
|
|
|
Дело в том, что трассы второй очереди, особенно наиболее искатанные — проходящие
под подьемником и рядом с ним — очень быстро быстро превращаются
в жутко избугренные поверхности, и если температура не радикально плюсовая,
заветриваются, и превращаются в жесткие бугры, покрытые местами ледовой коркой
или на худой конец снежной крошкой …
|
|
|
|
Спускаться по ним нелегкое испытание, гораздо легче испытывать удовольствия наблюдая
мучения других — редкий подъем пройдет без наблюдения чьих-нибудь красивых падений …
Потом, конечно, приходится меняться местами …
|
|
|
|
Третья очередь. Бугель. ~3000 – ~3100
Подьемник третьей очереди — допотопный бугель.
Включают только по праздникам — ненадолго с утра по выходным.
Поднимает не очень высоко, бугели (для тех, кто привык к бугелям в волене
или других приличных местах) стремноваты по виду и функционалу. Но жить можно.
|
|
|
|
К тому же, т.к. включают его редко, бугель дает возможность сделать несколько
спусков по несильно изнасилованному снегу.
Правда толпой снег (впрочем он не исключение) насилуется быстро …
|
|
|
|
Мы придумали правильное применение бугелю.
Как выше уже упоминалось, спуск второй очереди под подьемниками
— как правило жесткие оледеневшие бугры. Если есть солнце
и не очень сильный ветер, то к полудню снег там становится помягче.
Что делать до этого времени? С одной стороны можно кататься
на первой очереди, где ниже, меньше ветра, теплей и снег мягче.
С другой стороны, часто там уже все распахано до травы,
а на сложных местах — до земли и камней, а с утра хочеться
не сразу нырять в пучину мучений …
|
|
|
|
Спуск по югам ~3100-~2100
Забираясь максимально вверх с помощью бугеля,
и уходя радикально на юг (направо),
с утра попадаешь на уже слегка подкисшие нетронутые снежные поля
(со слегка разбросанными в них камнями), и спускаешься к ущелью
Донгузарона широкими дугами.
|
|
|
|
Кафешки
В середине катания можно заехать в кафешку,
выпить глинтвейну или пивка, сьесть чего нибудь, чтобы не тормозить …
Кафешки на второй очереди наиболее приспособлены для перекуса во время катания,
т.к. подьехать к ним и отъехать можно на лыжах и никуда не нужно ходить пешком.
|
|
|
|
Бугры
Несмотря на вышеизложенные описания южных полей,
основной тип трасс Чегета — это бугры в различных видах.
Это не удивительно, т.к. даже дух ратрака никогда не появлялся
в данных местах. Особливо бугрятся выкаты, где сходятся воедино
все трассы, что "Доллар", что "Южный выкат".
|
|
|
|
По буграм можно сиротливо соскребаться (слово-то какое точное …),
усугубляя бугристость,
травянистость и землистость склона, а можно, превозмогая страх
и хрустя коленями, пытаться отработать технику езды по буграм,
чтобы возможно когда-нибудь позажигать на них, как
играючи делают некоторые …
|
|
|
Дата модификации: 2005/09/18
|
|